В декабре и январе в столичных театрах аншлаги — билеты на громкие спектакли уже почти раскупили. В афишах — не только новогодние елки и классический «Щелкунчик». На подмостках — пьеса-обманка, американская классика, полудетективная история злачного места и социально-психологическая драма.

Старая добрая американская классика в Театре наций
Здесь ставят легендарную «Кто боится Вирджинии Вулф?” по пьесе мастера абсурдистской драматургии Эдварда Олби.

 Фото театра наций

Всего четыре персонажа — профессор истории Джордж, его жена Марта и молодая супружеская пара Ник и Хани. Марта после университетской вечеринки приглашает новых знакомых домой и устраивает им жестокую психологическую манипуляцию.
«Это одна из самых сложных пьес, которые я ставил, — признается режиссер Данил Чащин. — Игры и забавы, заявленные в начале, превращаются в демонический ритуал, который вскрывает комплексы, обиды, страхи и тайные желания героев. Можно сказать, что наш спектакль — о тех, кто боится реальности, и о том, где проходят границы дозволенного».
Чтобы разобраться в героях, Чащин общался с психологами, которые определили: у Марты — истерическое расстройство личности, у Ника — нарциссическое, у Джорджа — параноидный тип характера, у Хани — психический инфантилизм.

В ролях — Евгений Миронов, Агриппина Стеклова, Мария Смольникова, Александр Новин.
Премьерный блок постановок намечен на 10, 11, 15 января

Премьера в Театре на Бронной: новый спектакль «Без вины виноватые» по одноименной пьесе Александра Островского.
В этом произведении видят признаки комедии, социально-психологической драмы и даже мелодрамы. Островский написал пьесу в 1884 году на подъеме своей карьеры. Это история о непростой судьбе сильной женщины, сумевшей пережить потерю ребенка и возродиться, достигнув больших высот в профессии. Пьеса полна психологизма: в центре внимания здесь внутренний мир героини. Преодолевая предательство и боль утраты, на глазах у зрителя она превращается из Отрадиной в Кручинину. История о непростой судьбе сильной женщины. Потеряв ребенка, пережив предательство, она сумела вновь найти себя и многого достигнуть в профессии. В центре внимания — внутренний мир героини.

Без вины виноватые

«Каждый раз, работая над текстами Островского, я получаю невероятное удовольствие, — признается режиссер Роман Самгин. — В этих пьесах — парадоксальная жизнь, ее принятие, русский хаос, космос и специфическая русская хтонь. А «Без вины виноватые» — особенная. Удивительно человечная сказка с хорошим концом в наше не особо человечное время».

В постановке заняты Олеся Железняк, Наталья Щукина, Михаил Полицеймако, Лина Веселкина, Дмитрий Цурский, Вера Майорова, Дмитрий Гурьянов.
Премьера спектакля состоится уже 20 и 21 декабря

Зима в МХТ
«Полярная болезнь» по пьесе Марии Малухиной — о челночницах Татьяне, Вале, Любе, которые едут торговать в отдаленные деревни на Севере. Это своеобразная «обманка»: пьеса совсем не бытовая, ведь кроме людей в ней действуют и духи Севера, хозяева тех мест.

«Здесь живые характеры, точно прописанные, узнаваемые персонажи — это хорошо придуманная драматическая история, — отмечает режиссер Марина Брусникина. — Есть что играть актрисам. Вроде бы сюжет разворачивается в девяностые годы и Мария пишет про челночниц. Но на самом деле «Полярная болезнь» — про то, что происходит с нами сегодня, про резкий слом реальности, когда люди пребывают в растерянности: а что же будет дальше?»

Это еще и история о женской силе, которая все преодолевает. В пьесе светлый финал.

В постановке заняты Ольга Литвинова, Дарья Юрская, Янина Колесниченко, Юлия Чебакова, Алена Хованская, Алексей Варущенко, Валерий Трошин.
Постановки намечены на 23 декабря, 9 января.

История злачного места в Малом театре
К юбилею Островского здесь подготовили «На бойком месте» — пьесу, основанную на реальных событиях и личных наблюдениях автора.
Полудетективная история злачного места — трактира в русской лесной глуши — с элементами лирики и своеобразного оптимизма.
В Малом эту вещь уже ставили с участием легендарной Веры Пашенной.
В новой версии режиссер Андрей Цисарук, соблюдая традиции театра, погружает зрителей в давние времена. Но дает почувствовать актуальность событий и ситуаций.

Ван Гог в филармонии Санкт-Петербурга
В Большом зале Петербургской филармонии Юрий Башмет, Евгений Миронов и камерный ансамбль «Солисты Москвы» представят спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату» режиссера Марины Брусникиной.

Евгений Мировно

Евгений Миронов

Юрий Башмет

 

«Письма к брату Тео — это потрясающий, ни на что не похожий документ, растянувшийся на сотни страниц, — цитируют в театре Миронова. — Это диалог не только с адресатом писем, но также и с самим собой, с Богом, с миром».

Спектакль покажут 23 декабря, 21 января.

Андерсен в «Современнике»
Театр впервые за долгое покажет спектакль для детей и взрослых — «Огниво» по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена.Главное для режиссера Артема Кузина в этой постановке — требование быть честным. С миром, другими, самим собой.

В спектакле заняты: Даниил Попов, Константин Мирошников, Анастасия Кутявина, Варвара Феофанова, Николай Клямчук, Сергей Шадрин и другие.
В декабре «Огниво» планируют показывать каждый день с 25-го по 31-е.

Новый «Щелкунчик» в МАМТ
В этом году “Щелкунчику” Петра Чайковского исполняется 130 лет. К юбилею Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет новую версию в хореографии Юрия Посохова.

Он обращается к тексту «Щелкунчика и Мышиного короля» Гофмана и возвращает на сцену героев, исключенных из канонических либретто. Главной становится тема первой любви и история превращения главной героини из девочки в девушку.

Щелкунчик

«Спектакль получился очень большой, танцев много, — говорит Посохов. — Я не ставлю классический балет с пантомимой: для меня танец — живой язык. Артистам пришлось отказаться от шаблонов, столкнуться с непривычной музыкальностью и новыми переходами».
Художник Полина Бахтина называет эту свою работу «фокусами».

«Их задача — погрузить зрителей в состояние ребенка, счастья и заставить поверить, что все возможно», — отмечает она.
Премьерные показы пройдут 25, 26 и 27 ноября.

Зверский детектив в РАМТ
Впервые в театре — пьеса Анны Старобинец. Режиссер Ирина Васильева, сохраняя детективную интригу для юных зрителей, делает акцент на “делах семейных” и поднимает совсем не детские вопросы.
Герои в Дальнем лесу пьют «мухито» в баре «Сучок», смотрят хвостбол по корневизору, выкладывают модные селфи в квакаунт. Но однажды кто-то нарушает закон о вегетарианстве. Следствие ведут Барсук и Барсукот.

«Дальний лес — не просто место действия: это семья, в которой происходит предательство, — говорит Васильева. — Для нас важно не сводить историю к примиряющему финалу «для детишек», а прояснить важные взрослые смыслы. Как, однажды потеряв внимание и доверие семьи, не остаться одному навсегда?»
Спектакль покажут 23 декабря.